Екатерининский храм

Екатерина

 

Деревянная Екатерининская церковь первоначально находилась в Богоявленском монастыре близ села Невьянского. В 1792 году, после закрытия монастыря, она по просьбе алапаевских рабочих была перевезена на городское кладбище, которое находилось тогда на территории нынешнего завода. В 1832 году, в связи с расширением нового Нейво-Алапаевского завода, Екатерининская церковь была разобрана и перенесена на северо-восточную окраину города, на высокий берег Нейвы, где находилось новое кладбище. В следующем, 1833 году она была освящена. Дважды разбираемая и вновь собираемая, старая церковь прослужила почти двести лет. Ekaterininskaya_cerkovВ 1912 году рядом с ней, на средства прихожан и богатых алапаевских купцов Николая Ивановича Абрамова и Константина Егоровича Черных была построена новая однопрестольная каменная церковь, в том же году освященная во имя Святой Великомученицы Екатерины. Ветхая деревянная церковь была окончательно разобрана. А белокаменная Екатерининская церковь оказалась одним из тех храмов, которые не тронула советская власть.

Со временем старые лиственные брёвна пришли в негодность, встал вопрос о замене сгнившего дерева кирпичом, но денег с добровольных пожертвований не хватало. И тогда за строительство новой церкви на свои личные средства взялись благочестивые купцы: Николай Иванович Абрамов и Константин Григорьевич Черных (это была его жертва Богу за усопшую в 1870 году его трёхлетнюю дочку Клавдию). Красивую каменную церковь построили неподалёку от деревянной, в 1915 году освятили. Деревянную разобрали. Нынешний иконостас подарок для церкви от рабочих металлургического завода изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. По старым клировым ведомостям «притчу в ней по штату не положено», «утвари достаточно». Для служения в неё приезжали священнослужители из Алексеевского храма, к которому она была приписана.Екатерина

Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.

Много видела эта церковь хорошего и плохого. Когда были особенно трудно, Господь всегда подавал Свою вышнюю помощь и утешение. Например, в октябре 1918 года в неё были привезены тела Святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Вот как об этом написал игумен Серафим (Кузнецов): «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. image (1)После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».

А ранней весной 1954 года в церковь привезли чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», сохранённый у настоятельницы Бобровского женского монастыря, схиигумении Таисии, в деревне Калганово. После молитв к Царице Небесной перед этой иконой, неоднократно происходили исцеления, о чём свидетельствуют дары на иконе.

Источник: «Свято-Троицкий собор в Алапаевске» МУ «Редакция газеты «Алапаевская искра» 2005 г.