В память об Алапаевской Голгофе


На следующий день после посещения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Алапаевске продолжились мероприятия в память о трагических событиях столетней давности.Героями литературно-музыкальных композиций и спектаклей, показанных для горожан и гостей города, стали преподомученица Великая княгиня Елисавета и убиенные вместе с ней представители Дома Романовых, которых сегодня мы называем алапаевскими мучениками.

Утром 16 июля зрителями спектакля под открытым небом о дармштадской принцессе Элле — будущей Великой княгине Елизавете Романовой — стали посетители нового алапаевского сквера. Он был разбит в канун Царских дней рядом с памятником Елисавете Феодоровне и с первых дней обрёл имя Веры Борисовны Городилиной, создательницы музея Чайковского, который стал культурным брендом Алапаевска.

Воспитанники театральной студии местного Дворца культуры проникновенно читали строки из биографии юной принцессы Эллы, стихи российских поэтов начала ХХ века, проникнутые любовью к Родине, верой в силу христианского смирения и всепрощения.

Под сенью алапаевских клёнов юные исполнители — девушки в белоснежных платьях и юноши в строгих смокингах — выглядели особенно романтично. Нынешним старшеклассникам, знакомым с биографией маленькой Эллы — Великой княгини Елизаветы лишь по книгам и музейным экспозициям, удалось избежать ненужного пафоса. Они сумели передать искренность переживаний Эллы-Елизаветы, пережить вместе с героями литературно-музыкальной композиции мгновения радости, счастья и великого горя, возвыситься над земным страданием сердечной молитвой, заключённой в финальной песне — «Построй в душе храм!».

Вечером того же дня алапаевцев и гостей города пригласил музей Чайковского. Здесь был показан в новой редакции спектакль «Алапаевское покаяние» — совместный проект музея и молодёжного православного театра при мужском монастыре новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Сценарий спектакля написала режиссёр и руководитель коллектива Юлия Аникеева — заведующая алапаевским филиалом Свердловской филармонии. А исполнителями стали школьники, работники музея и предприятий города, сумевшие убедительно перевоплотиться в алапаевских узников и их идейных противников — красноармейцев, среди которых под влиянием обитателей Напольной школы происходили удивительные метаморфозы. Они забывали о классовой ненависти и проникались горячей верой в Бога, укреплявшей алапаевских узников.

В игре самодеятельных актёров было так много проникновенности, правды и искренности, что у зрителей то и дело увлажнялись глаза. Впрочем, и автор постановки Юлия Аникеева, которая играет роль Великой княгини Елисаветы, тоже не скрывала своего волнения и после завершения спектакля призналась зрителям, что с нетерпением ждёт каждой новой встречи со своими героями.

«Мы должны постараться сделать жизнь в Алапаевске такой, о какой мечтала Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Мы не должны забывать о том, что Царские дни — это прежде всего духовный подвиг, который совершили на нашей земле Романовы. Наш спектакль — как раз об этом…» Эти слова, сказанные режиссёром православного театра Юлией Аникеевой, можно по праву считать лейтмотивом всех постановок в честь 100-летия трагической гибели алапаевских мучеников и их великого духовного подвига.

Светлана Титова