Помолчать наедине с Великой княгиней


Участники IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня. Москва – Урал – Сибирь 2016» прибыли в Алапаевск 26 мая, чтобы почтить место последнего пребывания на земле Великой княгини и ее спутников и прикоснуться к месту их крестного подвига и Небесного прославления.

Предыдущие форумы проходили на родине  Елизаветы Феодоровны Романовой в Дармштадте, в Крыму и местах, связанных с Великой княгиней.

По просьбе епископа Каменского и Алапаевского Мефодия и решению руководителя Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анны Витальевны Громовой в этом году Форум был проведен на уральской земле.

Елисаветинцы прибыли к месту, где жизнь этой великой женщины из земной, понятной и вызывающей человеческое понимание плоскости, перешла в совершенно другую – небесную. Это путь святости, путь послушания и преданности Богу начался в далеком немецком городе и окончился  в уральской глубинке — Алапаевске.

Здесь в Алапаевске, все земное, тленное, преходящее в жизни святых мучеников, словно окончательно поблекло, потеряло свою силу и красоту, оставив место единственному главному и негасимому свету – свету Христовой любви. Перед минутами страшных испытаний и мучений он наполнил их сердца и души кротостью и состраданием, небесным терпением и христианской любовью. Последними словами Великой княгини Елизаветы Федоровны были: «Господи, прости им, не знают, что творят!»

И Небо ответило на ее святые молитвы. По свидетельствам самих палачей, после того, как мучеников сбросили в шахту, оттуда вдруг стала раздаваться Херувимская песнь. Свидетельство для нас, что там, в страшных темных недрах земли, святым открылись двери Царства Небесного и пение ангелов, возвещающих благую весть.

Паломничество гостей и участников Форума началось с молитвы в Напольной школе, где пребывали в заточении и молились Великая княгиня и ее святые спутники.

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий напутствовал всех участников паломничества: «Этим молебном мы открыли наше паломничество. Эта комната является великим достоянием и святыней, в ней жила и молилась преподобномученица Елисавета Феодоровна, — напомнил всем владыка Мефодий. – Молитва не умирает, и у нас сегодня есть возможность войти в молитву Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Их молитва до сих пор жива, она звучит».

Владыка Мефодий особо подчеркнул, что, видя те предметы, которыми пользовался человек, мы на самом деле прикасаемся к нему самому: «Тот мир, который есть вокруг нас, становится нашей частью, поэтому прикасаясь к этим предметам, мы прикасаемся к тому человеку, который нам дорог, а в случае святых важно и то, что этих предметов коснулась и Божия благодать, поэтому все, что здесь есть, необходимо хранить не просто как историческую ценность, но как святыню. Эта комната действительно уникальная, и то, что мы здесь побывали то, что мы здесь молились скреплено благословением и молитвой Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее спутников-мучеников, прославленных и пока что не прославленных Церковью, но в любом случае прославленных Богом на небесах, поэтому отсюда сейчас мы начинаем путешествие по этим местам, которые пронизаны любовью людей к Богу и любовью Бога к людям».

Паломников приветствовала организатор и идейный вдохновитель Форума Анна Витальевна Громова, Председатель наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности (Москва):

«Наши паломники – это последователи Елисаветы Феодоровны, которые повторяют ее дела милосердия, благотворительности и просвещения по всей России, ближнему и дальнему Зарубежью. В Елисаветинском сообществе уже сейчас более 60 организаций самой широкой географии – от Хабаровска до Калининграда, на родине в Германии, места где она воспитывалась в Великобритании, в Святой земле, где покоятся ее мощи – повсюду мы видим паломников, которые молитвенно обращаются к Елисавете Феодоровне и получают ее помощь во всех делах благотворения. Для нас очень важно, что среди Елисаветинцев есть представители социального служения – это елисаветинские больницы, хосписы, сестричества, а также и просветительские – гимназии, паломнические службы. Очень важно, что IV Елисаветенский форум собрался на уральской земле. Практически каждая организация занимается просветительской работой у себя на местах, и наши паломники прибыли уже с готовыми паломническими программами по Крыму, Орловщине, по Южной Германии и работа в этом направлении продолжается. Сейчас надо как можно шире рассказывать о благотворительности Елисаветы Феодоровны, семьи Романовых, ведь мы прекрасно знаем сколько делала для всех страждущих, нуждающихся, для раненных воинов, для самых разных категорий населения, нуждающихся в помощи и защите императрица Александра Феодоровна, причем не только по долгу своей службы, но и лично благотворила. Поэтому чем мы больше будем знать о последних Романовых, тем мы больше будем знать о последнем периоде русской истории. Близится столетие Февральской революции, октябрьского переворота, столетие памяти Царственных страстотерпцев. В связи с этими приближающимися событиями как можно больше нужно трудиться. И мне кажется, что Алапаевск в этом смысле является землей особенной – землей, по которой совершенно жестко прошло разделение, и это место, в котором особенно сильно чувствуется противостояние, которое до сих пор не преодолено в нашем обществе. И для того, чтобы нам примириться между собой, чтобы понять истоки революционных событий, Гражданской войны, для того чтобы простить друг друга мы должны как можно больше знать и особенно знать по русской истории должна наша молодежь. В этих направлениях наши Елисаветинцы и стараются вести свою просветительскую деятельность, используя любой повод, чтобы сказать правду и препятствовать фальсификации русской истории. Сейчас очень важно готовиться к 2018 году – столетию памяти Елисаветы Феодоровны, и я очень рада, что наши общественные елисаветинские организации вносят свою лепту в содружество-сотрудничество, соработничество с государственными структурами, местными администрациями, епархиями. Это сотрудничество важно для того, чтобы эта работа обретала практический смысл. Я хочу поблагодарить от всей души мэра города Алапаевска Станислава Владимировича Шаньгина, председателя городской Думы Галину Игоревну Канахину за их помощь и поддержку. Хочу всем пожелать успехов на этом пути и поблагодарить».

Глава ГО Алапаевск Станислав Владимирович Шаньгин обратился ко всем участникам Форума как к землякам: «Друзья! Сердечно рад приветствовать вас на нашей алапаевской земле! Отрадно видеть, что многих из гостей я вижу у нас не первый, и некоторых и не второй раз. Вы стали для нас друзьями. Когда-то вы один раз сюда приехали и влюбились в эту землю и ее святыни. Вы – наши земляки! Я благодарен всем, кто занимается и ведет эту нужную и важную для всех нас работу. Те, кто приехал к нам впервые, я уверен, откроют для себя что-то такое, что заставит вас вернуться в Алапаевск. Здесь для всех есть уникальная возможность прикоснуться к святости и изменить свою жизнь по молитвам алапаевских святых»

Председатель алапаевской городской Думы Галина Игоревна Канахина передала свою любовь к Алапаевску сегодняшним паломникам: «В истории нашего города смешалось все: и трагическое, и прекрасное. И славное детство Петра Ильича Чайковского, и трагические страницы, связанные с семьей последнего российского императора и Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Но как сказала одна из участниц форума, хватит пребывать в печали! Надо ощутить ту радость, которою в своих молитвах переживает Елизавета Федоровна и ту любовь, которой она окружает наш город. Чтобы доброе семя, посеянное ей, не погибло, а проросло в наших сердцах делами любви, благотворительности и заботы о ближних. Наверное, не случайно, что 90 % алапаевских детей выбрали для себя «Основы православной культуры». Своими добрыми делами, христианским отношением друг к другу и примером высокой нравственности алапаевские святые открыли для нас мир святости и совершенства человека»

Особое впечатление на участников произвела поездка в монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской на месте их крестных страданий возле шахты. Здесь, на земле, освященной страданиями и кровью новомучеников, сегодня возвышается Престол Божий, на котором возносится молитва и призывается их Небесная помощь на процветание и укрепление Российского государства и верующего российского народа.

Здесь Господь обратил Смиренную Жертву и Крестную смерть в Пасхальную радость и победу Правды над ложью, Добра над злом. Алапаевская Голгофа стала местом Воскресения, где Пасхальный Агнец победил древнего змия, местом соединения Святой Руси с Небесным Иерусалимом.

Совершив молебен, владыка Мефодий обратился к собравшимся:

«Мы находимся на месте, которое является Домом Божьим и вратами Небесными. Эти врата отверзла святая преподобномученица Елисавета и ее спутники святые мученики, прославленные и пока еще не прославленные Святой Русской Церковью. Именно с этого места они взошли на Небо, и здесь Небо навсегда соединилось с землей. Мы знаем, что согласно преданию из этой шахты, в которую были сброшены алапаевские мученики, слышали херувимскую песнь. Мученики, находясь в недрах земли, переживали открытие врат небесных, и пение херувимской песни, в данном случае в этом месте, более чем символично. Место, бывшее шахтой, ямой в земле, стало Домом Божьим. Яма стала камнем, на котором зиждется наша вера, раз и навсегда соединившая по их святым молитвам это место с Небом.
Это место – Дом Божий. Это не скала, это яма, но она стала камнем, на котором держится наша вера. Это место, на котором хочется не говорить, а помолчать. В важные значимые моменты светские люди объявляют минуту молчания, у нас другая традиция – молитвенная, поэтому думаю, что было бы уместнее сделать минуту молчания, чтобы все, кто сюда прибыл, могли молча помолиться Великой княгине в этом святом месте. А уже потом к каким-нибудь речам, пройтись по монастырю, познакомиться, потому что те, кто издалека приехал, может быть хотели бы побыть наедине с великой княгиней, так чтобы им не мешали их сокровенному внутреннему разговору»

Мнение некоторых из участников Форума о поездке.

Праправнук императора Александра III Павел Эдуардович Куликовский:
«Это была действительно большая радость приехать сюда в Алапаевск. Как близкому родственнику Елизаветы Феодоровны и князей императорской крови, которые здесь были убиты, мне конечно сюда приезжать было непросто, с грустью, это место скорби. Мне особенно было приятно, что встретили нас так позитивно и тепло. В момент, когда мы были в Напольной школе – это совершенно особый момент. Я сравниваю свои ощущения с посещением Екатеринбурга, где нет Дома Ипатьева, а здесь я приехал в здание, где она была, где можно ощутить присутствие тех, кто здесь жил. То, что я испытываю здесь – это такая грусть с радостью. Понятно, почему это место грусти, но я хочу объяснить, почему я здесь испытываю радость, потому что в этом месте начался мученический путь, это место ее высочайшего духовного подвига. Поэтому эта земля святая и должна быть памятным местом. Школа, которую мы видели – это историческое здание, где содержались Романовы и конечно мне представляется логичным и правильным сделать ее мемориальным музеем. Это место проникнуто совершенно необыкновенным духом – христианским, светлым. Это место благодатное. Мне бы хотелось, чтобы доступ к этому месту был и других людей, чтобы об этом месте узнали россияне. Как потомок семьи Романовых, как их кровный родственник я целиком поддерживаю идею сделать Напольную школу музеем и выражаю надежду, что она будет воплощена до 2018 года.

Петр Владимирович Стегний Чрезвычайный и Полномочный посол РФ:

«Здесь, в Алапаевске, я испытал большое потрясение во время молебна в Напольной школе, совершенно неожиданно навалившиеся на меня. Здесь присутствует благодать. Места у вас заветные, время, которого иногда приходиться ждать годами, все это есть. Сейчас главное, чтобы свеча не погасла. Глядя на происходящее, у меня есть ощущение, что начинается настоящая и очень разнообразная работа. Притягивать будут и даты, 2017, 2018 годы, но притягивать будет и нечто другое – восстановление симфонии государства и Церкви»

Истории, завязавшиеся в царских дворцах и богатых палатах, не могут оканчиваться так – страшно и кроваво возле неизвестной шахты в лесу. Разве люди, оказавшиеся перед ней, не могли что-то изменить, чтобы оказаться далеко отсюда? Нет, могли. И это самое невыносимое для нас, современных людей. Нам невыносимо понять, как эти люди, облеченные положением, званием, состоянием, от всего этого отказались, сознательно и добровольно выбрали страдания и смерть за Христа. И одно благоговейное пребывание здесь, прикосновение к видимым вещам святых, проникнутым благодатью и милостью Божьей может изменить жизнь человека навсегда.

Пресс-служба Каменской епархии.