Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Алапаевском мужском монастыре во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской


15 июля состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Алапаевск.

Второй кафедральный город Каменской епархии встречал Предстоятеля Русской Православной Церкви в преддверии большой даты – 100-летия со дня мученической кончины в Алапаевске Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, князей императорской крови и их спутников.

В программе визита было посещение мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, освящение храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

За Божественной литургией вместе с Патриархом молились многочисленные паломники со всей России, а также полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округеН.Н.Цуканов; первый заместитель губернатора Свердловской области А.В.Орлов; член Совета Федерации ФС РФ Э.Э.Россель; председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова; руководство Свердловской области, Восточного управленческого округа, г. Алапаевска и района. Среди почетных гостей были потомки из династии Императорского Дома –Великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова и Великий князь Павел Эдуардович Куликовский-Романов.

В Алапаевске произошло уникальное событие – в освящении новопостроенного храма вместе с Патриархом приняли участие все члены Священного Синода Русской Православной Церкви и епископат Екатеринбургской митрополии – двенадцать архиереев.

После совершения чина великого освящения храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию, Его Святейшеству сослужили: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Каменский и Алапаевский Мефодий; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь епархиального управления Екатеринбургской епархии; игумен Моисей (Пилатс), настоятель мужского монастыря Новомучеников и исповедников Церкви Русской. За богослужением пел хор монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме под руководством регента А.Ю. Лебедева, телеканал «Союз» вел прямую трансляцию из Алапаевска. На уличном экране также велась трансляция службы для тех паломников, которые не смогли войти в храм. Очень многие в этот день хотели причаститься, для этого на территории храма исповедь принимал 21 духовник, также дежурили 9 священников, которые отвечали на вопросы. Прихожане причащались из 15 чаш.

Особенно этот день запомнится детям, которые двумя рядами выстроились, чтобы причаститься из рук Патриарха. Перед причастием наместник Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов) произнес проповедь, в которой обратил внимание на то, как преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна явила нам образец христианского самопожертвования, милосердия и сострадания, особенно по отношению к немощным и детям. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

В заупокойную ектению было включено прошение: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, на месте сем убиенных, великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Игоря, Иоанна и Константина Константиновичей, князя Владимира, раба Божия Феодора и всех, в годину лютых гонений от безбожников убиенных; в лагерях, в темницах и в узах от ран, болезней и глада скончавшихся; в горьких работах умученных и всех в подвиге исповедническом подвизавшихся и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному».

Вновь освященный храм строился около 10 лет. Его алтарь находится рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей иФедор Ремез. Очень символично, что он был освящен к 100-летию со дня трагедии. 90 лет понадобилось нашему обществу, чтобы понять и осознать масштаб содеянного.

По окончании Божественной Литургии состоялось шествие с мощами преподобномученицы великой княгини Елисаветы к месту мученической кончины великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и ее спутников. Ковчег с мощами был установлен у шахты. Здесь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию, во время которой прошел вокруг шахты крестным ходом, а также возглавил праздничное молебное славление и прочитал молитву преподобномученицам Елисавете и Варваре.

Затем Святейший Владыка возложил букет белых роз ко кресту, установленному у места казни. Цветы также возложили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, архиереи и почетные гости.

Епископ Каменский Мефодий приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству список Феодоровской иконы Божией Матери, икону преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и картину художника А.В. Ефремова «В Свято-Елисаветинском монастыре. Алапаевск».

В ответном слове Святейший Патриарх в частности сказал:

— Трудно себе представить, глядя на это место, весь тот страх и ужас, который охватил ни в чем неповинных людей. Их привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И ведь рука не остановилась. Перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона. И которые реально не представляли никакой опасности, потому что они отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственное, почему Елизавета Федоровна осталась в России, а не уехала в Данию, где бы благополучно жила со своими родственниками, это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив многих русских людей свою веру соединять с реальным доброделанием. Покинуть Россию, ставшую для нее родиной, было выше сил. И никакой политики, только сильное религиозное чувство и любовь к России. И ведь ни у кого не дрогнула рука. Размышляя об этой трагедии, я подумал, а почему вначале не расстреляли…. Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде живой сбрасывать в эту глубокую яму? Зная, что она разобьется, пока долетит до дна этой ямы. Почему туда нужно было живыми сбрасывать всех других людей? Почему нужно было бросать гранаты, вовсе не будучи уверенными, погибнут ли от этих гранат или будут страдать в муках, будучи ранеными? Понять эту дьявольскую злобу невозможно. Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами, ни всем тем, что декларировалось в качестве причины революции, невозможно оправдать эту безумную дьявольскую злобу. Но понять можно. Особенно нам, христианам. Нам очень многое открывает Господь через нашу веру. Достаточно вспомнить самого Христа Спасителя. А Он был распят почему? Кому Он угрозу представлял? Какие плохие дела Он совершал? Ни одного человека не обидел, исцелял, от одра болезни подымал… Перед Его делами благоговеют тысячи людей. И не остановилась рука гонителей. И безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. После этой Голгофской жертвы, я думаю, очень важной частью нашего Церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь искупил грехи всего человеческого рода. Будучи невинным, Он тоже приносит жертву. И не только о своих грехах. Он приносит жертву Господу, как агнец непорочный, будучи закалаем силами зла. И вот такую жертву принесла святая преподобномученица Елизавета, как чистая агница. Здесь закланная теми, кто пылал злобой. И для которых несовместимо с их жизнью, темной и страшной, невыносим был свет, который излучала преподобномученица и с нею погибшие люди. Сегодня в рядовом апостольском чтении мы находим слова апостола Павла: «надежда утверждается терпением». Вообще, связь между терпением и надеждой – это сильная мысль, которую апостол Павел проводит постоянно. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения. А без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что он надеется.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образа Христа Спасителя.

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Екатеринбургскому Кириллу и епископу Каменскому Мефодию наперсные кресты, изготовленные в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол.

В дар Каменской епархии Предстоятель передал 15 напрестольных Евангелий.

Святейший Владыка также приветствовал архипастырей, наместника монастыря игумена Моисея с братией, духовенство Екатеринбургской митрополии.

Послужить вместе с Патриархом на месте подвига Алапаевских мучеников приехали паломники со всей России.

Светлана (Каменск-Уральский): Многие паломники остались на улице, храм не вмещал всех. Даже невозможно себе представить такое чудо, как я попала внутрь храма. В такой исторический день на таком памятном месте, да еще рядом с Патриархом. Была сильная благодатная молитва.

Елена (Краснотурьинск): Мы приехали с далекого севера области, чтобы вместе с Патриархом помолиться. Я будто не по земле хожу –так меня переполняют какие-то высокие чувства! Это запомнится на всю жизнь.

Протоиерей Павел Грушницкий (Брянская область): В конце 80-х годов я служил в Алапаевске, настоятелем Екатерининского храма. Об этом месте тогда знали немногие. Но память в народе сохранялась. По благословению владыки Мелхиседека мне довелось впервые исследовать эту шахту и расчищать ее от зарослей и мусора. Тогда, до прославления, мы служили здесь литии и панихиды. Затем на ее краю в 1991 году был поставлен скромный крест, в 1992 году впервые в России построен храм-часовня во имя Елизаветы Федоровны. Тогда еще не была канонизирована Царская семья, но мы написали их лики и лики исповедников, что здесь пострадали. Начались службы. 22 года я здесь не был. Приехал, не узнал это место. Все преобразилось. Радостно это видеть.

Пресс-служба Каменской епархии(по материалам сайта Московской Патриархии)

Фото Елены Гориной